valery_3 (valery_3) wrote,
valery_3
valery_3

Вслух.ру - Oculus Rift: Виртуальная нереальность





Oculus-6



Виртуальная реальность – то, чем нас пугают с экранов кинотеатров голливудские кинорежиссеры уже не первый десяток лет. Искусственный мир, созданный для того, чтобы заменить неприглядную реальность красивой картинкой, тем временем все больше становится возможным. Даже несмотря на то, что первые шлемы виртуальной реальности появились в прошлом веке, настоящий технологический прорыв произошел совсем недавно, с изобретением очков Oculus Rift. Корреспондент «Читаем вслух» окунулся в виртуальную реальность и готов рассказать о том, каково это.

[Spoiler (click to open)]

Моим проводником стал IT-директор тюменской компании SynapseВасилий Лебедев. Фирма Василия не развлекает любопытных граждан при помощи VR (Virtual Reality – официальное сокращение технологии. – Прим. авт.), а проектирует и разрабатывает для нее приложения.

Технически это шлем, хотя он и похож на очки

В руки ко мне попала первая версия очков Oculus Rift Developers Kit. Они появились в 2013 году и свободно на рынке не продаются. «Очки доступны только для разработчиков приложений виртуальной реальности. Для массового пользователя они еще сыроваты», – пояснил Василий Лебедев.

По некоторым данным, в Тюмени таких устройств не больше десяти. «Очки создавали многие, были проекты у Sony, у eMagin. Я общался и с тюменской группой разработчиков подобных очков. Oculus указали направление, теперь по нему двинулись все: Valve, Sony, Microsoft», – рассказал разработчик.

center

Внешне Oculus Rift представляют собой небольшой легкий пластиковый шлем, высота которого регулируется резинкой. На голове он сидит достаточно комфортно. Звук устройство не воспроизводит, поэтому владельцу требуется использовать наушники дополнительно. От футуристической маски к компьютеру тянется провод, так что пока о прогулках по комнате с устройством на голове речи не идет.

Качество картинки сравнимо с HD, 1280 на 800 пикселов. Это единый дисплей, который разбивает изображение на два глаза. Картинка сразу выводится на дисплей искаженно, а линзы компенсируют ее. В комплекте разработчика поставляется три типа линз – для людей с разными зрительными особенностями.

center

Внутри Oculus Rift гироскоп, акселерометр и магнитометр – устройства, позволяющие отслеживать положение головы пользователя в пространстве.

Прогулки по несуществующей Тюмени

У Synapse есть несколько демонстрационных материалов собственной разработки, которые дают возможность оценить потенциал использования виртуальной реальности. Мне предложили протестировать лесную прогулку и тур по микрорайону, созданному на основе реального тюменского проекта, после чего продемонстрировали, что такое панорамное видео. Но обо всем по порядку. Когда человек поворачивает голову в Oculus, датчики срабатывают не сразу. Глазом этого не заметишь, а вот мозгом почувствуешь. В итоге может возникнуть ощущение укачивания, к которому кто-то привыкает, а кто-то и нет. Некоторые, по словам разработчика, могут играть в тот же Doom почти на протяжении часа, а ведь это очень динамическая игра.

Меня хватило ненадолго. Поначалу, секунд 15, я упорно не хотел никуда двигаться с места, оглядываясь в двухэтажном домике. Комфортное естественное управление в виртуальной реальности – вопрос пока еще не решенный, поэтому мне предложили джойстик. Собравшись с мыслями, я наконец сдвинулся с места и подошел к смоделированному пустому ведру, которое принялся непонимающе разглядывать. Дело в том, что трехмерность картинки в Oculus просто несравнима с посещением 3D-кинотеатра. Все настолько реально (даже несмотря на низкое разрешение выдаваемой картинки), что хочется потрогать. А не получается.

В этом второй краеугольный камень технологии сегодня. 99% пользователей Oculus, по наблюдениям Василия, первым делом ищут в виртуальном мире свои настоящие руки. И очень огорчаются, не найдя их. Впрочем, это тоже вопрос, который решится со временем, уверен он.

Василий словно из другого мира подсказал мне, что самое интересное за дверью, на улице. Я, повинуясь, спустился по ступеням с большой скоростью и почувствовал, что вот-вот споткнусь. На улице оказалось солнечно, лучики пробивались сквозь ветви деревьев. Где-то вдалеке текла река. Красиво. Почувствовав легкое головокружение (как и предупреждал IT-директор компании), я снял очки.

«Следующая презентация, которую я покажу, – фрагмент микрорайона. Тут доступны несколько режимов. Можно свободно гулять, можно включить демонстрационный облет камерой, – предложил разработчик. – Торговый павильон, дома и квартиры воссозданы с одного узнаваемого тюменского микрорайона. Использованы реальные размеры, как в проекте, а для аватара устанавливаем ваш рост. Поэтому, надев очки, можно ощутить реальные размеры и высоту».

center

Выглядит жилой комплекс довольно симпатично. К сожалению, картинку, которую видишь в Oculus, невозможно правильно передать на плоскости. Пробежавшись по площади перед домами, я встал на метку и взлетел на 17 этаж, в демонстрационную квартиру. В ней можно открывать все двери, смотреть в окна, оглядываться.

«Мы не ставили цель воссоздать ее детально, мы хотим показать, что можно сделать и район, и квартиры, свободно перемещаться между ними. Если бы мы демонстрировали только квартиру, то в ней воссоздали бы обстановку с очень высокой степенью детализации: предметы, разбросанные по столу, картины, плазменный ТВ, аудиосистема – все что угодно», – пояснил Лебедев.

center

Напоследок мне предложили узнать, что такое панорамное видео. Посмотрев, как двое мужчин перебрасываются теннисным мячиком в комнате, я буквально почувствовал, что так могут попасть прямо в меня. Кажется, стоять в центре двигающейся картинки, озираясь по сторонам, приятнее и легче, чем бродить по искусственному миру. Но это дело субъективное. Общение, образование и то, чего еще просто не придумали

Помимо рекламных презентаций, VR можно использовать в образовательных целях, объясняя студентам химикам, к примеру, как распадаются кристаллические решетки. «VR также можно использовать для имитации тренажеров, – уверен Лебедев. – Причем это намного эффективнее, чем проходить тесты, в которых требуется описать, например, порядок действий в экстренной ситуации. Когда проходишь обучающую программу в очках, начинаешь действительно волноваться и нервничать, вспоминать, что делать».

Этот проект интересен застройщикам, ведь он позволяет показать дольщикам квартиры, в которых они будут жить еще до того, как заложат фундамент дома. «VR позволяет не просто показать видео, где камера облетает дом, а сделать этот процесс интерактивным, чтобы можно было взаимодействовать с виртуальными объектами. Условно: открываешь жалюзи и видишь, как свет падает на стену. Или видишь, как будет смотреться соседний дом из окна квартиры, не будет ли он закрывать », – представил тюменский разработчик.

Перспективы использования виртуальной реальности еще только предстоит раскрыть, уверен он. Приложения, которые заставят нас задаваться вопросом, почему же очки создали так поздно, просто не придуманы. «Для себя мы отметили несколько направлений использования и развития VR, которые нам интересны. Хотя многие, к сожалению, не могут представить себе ничего, кроме игр и порнографии, говоря о виртуальной реальности. Но это лежит на поверхности, и это совсем не то, ради чего создается данная технология», – признался Василий Лебедев.

Мир, который представляют вечерами энтузиасты VR, немного пугает. Сам Лебедев видит, как в недалеком будущем любой желающий, который живет даже в небольшой комнате, через какой-нибудь веб-сервис подключается к виртуальному миру. «Все вычисления для реализации VR производятся на удаленных серверах, остается только подключиться. За пребывание в этом виртуальном мире будет небольшая абонентская плата. Человек «живет» в нем, – описал будущее разработчик. – Ложишься под дерево, поднимаешь голову, над тобой листва колышется. Представьте, что вы можете, уставшие, зимним вечером на полчаса перенестись в прекрасный мир, да еще и со своими друзьями из другой страны. Вы идете и открываете для себякакую-нибудь бухту, пещеру. Это здорово, и это будет. Совсем скоро. Ждите».

Цена и другие причины не покупать Oculus сейчас

Сколь бы прекрасной вам ни показалась идея виртуальной реальности, придется все-таки уберечь от попыток купить Oculus Rift. Во-первых, сделать это можно, только зарегистрировавшись в компании в качестве разработчика.

«Версия для разработчиков больше рассчитана на короткие сессии погружения. Поэтому если вы не разработчик, то лучше дождаться пользовательской версии. Сейчас много небольших демонстрационных проектов для Oculus Rift. Все они рассчитаны на короткое время пребывания – 5–20 минут. Есть и игры, но долго играть в них дискомфортно. Нетерпеливые покупают шлем, пробуют. Полчаса хватает, чтобы получить отвращение к очкам и положить их в шкаф. Но, не сомневаюсь, потребительская версия перевернет представление о виртуальной реальности», – констатировал Лебедев.

Второй момент – цена. Да, $350 долларов – это не слишком большие , но только если вы четко понимаете, зачем вам нужны эти очки. Плюс за новой моделью Oculus Rift Crystal Cove (которая, кстати, тоже предназначается для разработчиков и еще не вышла на рынок) нужно ехать в США, так как с Россией компания не работает.

Придется немного подождать, пока выйдет массовая версия очков VR от Oculus. Пока известно, что во второй модели будет реализовано более четкое отслеживание движений и эффект укачивания практически исчезнет. Разрешение экрана станет намного выше, а виртуальный мир, которой они покажут, будет еще чуточку реальнее.


http://www.vsluh.ru/news/society/282660

Tags: наука, новости
Subscribe
promo valery_3 february 25, 2015 13:39 13
Buy for 10 tokens
https://ukropen.net/balance?act=invite
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments