valery_3 (valery_3) wrote,
valery_3
valery_3

Китаевская пустынь в Киеве

Оригинал взят у muph в Китаевская пустынь в Киеве



Китаево располагается на восточном краю Голосеевского леса и является одной из интереснейших и в то же время малоизвестных достопримечательностей Киева. На этой территории находятся Китаевская пустынь с могилой Досифеи, частицей мощей Николая Чудотворца и ковчегом с мощами 12 апостолов Христовых, родителей Богородицы и родителей Иоана Предтечи, а так же древнее городище, которое было населено с VIII по XIII века н.э. и являлось юго-восточным форпостом Киева. Украшает это урочище цепочка живописных прудов, расположенных в практически диком лесу, а вокруг всё это окружено современным Киевом. А еще к востоку от главного подворья Китаевского монастыря находится пещерный комплекс, который мы сегодня с вами и посмотрим.


02. Чтобы дойти до Китаевских пещер, нужно миновать по дамбе Китаевские пруды и по бетонной лестнице подняться к часовенке, где и находится вход в пещеры. Первая часовня здесь была построена в 1909 году экономом Китаевской пустыни архимандритом Феодосием. Она погибла в советские годы; нынешнюю часовню устроили в 2000 году. К слову сказать, дата постройки современной часовни очень разнится от источника к источнику. 2000 год указан на сайте монастыря, 2005-ый - в путеводителе паломника, приобретенном в иконной лавке. В сети встречаются и другие даты. Вплоть до 1995-го. Но не суть. Пещеры открыты для посещения ежедневно, кроме понедельника, с 10:30 до 17:00. Свечи можно приобрести на входе. Для фотографирования внутри нужно получить благословение настоятеля монастыря.



03. В хрущевские годы трактор, разрушавший часовенку над пещерами, провалился под землю. Из-за обвала пострадала ближняя ко входу часть пещерного лабиринта. Поэтому в 1990-х, при восстановлении пещер, их стены были укреплены кирпичной кладкой, а первые 16 метров - и вовсе железобетонными блоками.



04. Эти работы курировал Музей истории Киева.
Наверное, по другому сделать было нельзя, но отдельные участки пещер выглядят с тех пор совершенно не по-пещерному.



05. Сотрудниками этого музея, Т.А. Бобровским и М.М. Стрихарем, в 1991-1993 годах были проведены археологические исследования уцелевших участков китаевских пещер. Установлено, что общая протяженность магистральной галереи составляет около 100 метров. Высота ее коридоров, с циркульными (округлыми) сводами – 1,7-1,9 метров, ширина – 0,8-1,2 метров. Размеры подземных келий – от 2-х до 5-ти метров в длину, и около 2-х метров – в ширину. На сегодняшний день общая длина пещерных коридоров, доступных для осмотра, порядка 150 метров.




06. В кельях, вдоль стен, имеются характерные выступы. Большей частью – это лежанки, на которых могли спать монахи-пещерники.
Так же в кельях устроены различные неглубокие ниши для икон, свечей и лампад.



07. Китаевские пещеры, как и другие киевские подземелья, вырыты в лессе. Это горная порода светло-желтого цвета, глиновидный песчаник.
Кое-где в пещерах, где нет кирпичной кладки и побелки (белой краски), видна оригинальная фактура.



08. Магистральная галерея в своем начале имеет церковь, в 2000 году освященную в честь Собора Пресвятой Богородицы. Предыстория этого подземного храма следующая: начинал копать его в конце IX века схимонах Тит. Но однажды, когда достаточно просторное помещение уже было выкопано, в разгар работы, подошел к нему неизвестный монах в мантии и спросил, что он делает. Услышав ответ, сказал: “Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро”. Так и вышло. Когда Тит явился за благословением для установки иконостаса, тогдашний митрополит Арсений, поинтересовавшись мнением начальника пустыни и, услышав, что тот болен, распорядился отложить установку иконостаса до его выздоровления. Дело затянулось. Однако Тит не терял надежды и оставался жить на Китай-горе (при входе в пещеры им была устроена келейка). В итоге, схимонах скончался, так и не дождавшись воплощения своей идеи об устроении церкви в пещерах. И только в наше время, в начале 1990-х годов, когда в Китаево прошли первые, после многих лет забвения пустыни, богослужения, церковь расчистили и освятили престол во имя преподобной Досифеи, подвизавшейся здесь в ХVIII веке. А в дни празднования 2000-летия Рождества Христова престол пещерной церкви ХIХ века, по благословению митрополита Владимира, переименовали в честь Собора Пресвятой Богородицы. Для посетителей пещер храм закрыт - открывают его только для богослужения в престольный праздник 8 января.



09. По поводу возраста Китаевских пещер, весьма сходных по структуре с пещерами Киево-Печерской Лавры, исследователи спорят. В начале ХХ века А.Д. Эртель, делясь результатами своих изысканий, утверждал о глубокой древности китаевских пещер. В частности, он упоминал об обнаруженных здесь древнерусских граффити, не сохранившихся до наших дней. К сожалению, дневники и планы, составленные Эртелем, утеряны, но определенная информация содержится в его докладе Киевскому обществу охраны памятников старины и искусства, а так же в газетных заметках, публиковавшихся в те годы. Период обитания иноков в китаевских пещерах, утверждал Эртель, охватил значительное время с ХI до ХVII веков, то есть даже после монголо-татарского нашествия они не опустели, а, напротив, служили достаточно надежным прибежищем для лаврских монахов.



10. Современные же археологические находки в пещерах датируются ХVII веком, то есть тем временем, когда у подножия горы, в районе посада был построен новый лаврский скит. Там появились деревянные кельи и церковь. Тогда же, скорее всего, расширили и благоустроили древние пещеры. Как известно, в ХVII-XVIII веках изменялись конфигурация и общий вид знаменитых лаврских пещер, и в пустыни, административно подчинявшейся Лавре, могли быть проведены подобные работы. Во время этой и последующих перестроек исчезали следы раннего этапа истории пещерного монастыря.



11. В 1771 году в Российской империи правительственным указом было запрещено отшельничество. Монахам предписывалось жить только в монастырях.
Этим объясняется почти столетнее забвение китаевских пещер, обернувшееся для них многочисленными разрушениями.



12. И только в 1857 году послушник Китаевской пустыни Иван Таранов случайно обнаружил пещеру на горе: туда провалился вбиваемый им в землю кол.
Открытые подземелья очень напоминали лаврские пещеры, а внутри встречались следы пребывания иноков.



13. После поверхностного осмотра пещеры были засыпаны и забыты еще почти на 60 лет. Только в 1910-1912 гг. усилиями Киевского общества охраны памятников старины и искусства началось исследование подземелий. Работы проводила команда саперов под командованием полковника Павлова и капитана Маркевича. Возглавил экспедицию уже упомянутый выше А. Эртель.



14. Вентиляционное отверстие в пещерном своде и накопченные свечой кресты. Видны пробивающиеся корешки растений.
До поверхности порядка 4 метров лессовой породы.



15. В течение 1989-1992 годов, помимо основного участка китаевских пещер, в результате археологических разведок, были обнаружены отдельные небольшие участки подземных галерей в том же холме: первый – длиною около 7 метров, на расстоянии 15 метров к северу от главного входа в пещеры; второй – длиною около 15 метров, на расстоянии 50 метров к юго-западу от основного пещерного комплекса. По мнению исследователей, это были ответвления все той же галереи, обозначенной как “магистральная”, в результате обвалов потерявшие с нею непосредственную связь.



16. Всё время пока я находился в пещерах в одной из келий молилась незнакомая мне женщина. Поэтому это помещение сфотографировать не получилось. Между тем, по некоторым артефактам, найденным здесь в 1994 году археологами, а так же конфигурация пещеры, позволили допустить, что это и есть место подвигов прп. Досифея. В рамках данного поста я не буду рассказывать все подробности, но эта история довольно интересна и необычна. Дело в том, из 26 лет, прожитых в монастыре, не менее 10 лет он провел в пещере, причем часть этого времени - в затворе. И только после смерти старца выяснилось, что рясофорный монах Досифей - женщина (!)



17. Дело в том, что семья дворянской дочери Дарьи Тяпкиной была против ее желания стать монахиней. Поэтому девушка сбежала из дома. Зная, что ее будут искать по женским монастырям, Дарья одевалась как юноша и искала пристанища в мужских обителях. Между тем, по прошествии лет, слава о даре прорицания Досифея разошлась далеко за пределы обители. За советом и наставлением к Досифею шли мещане и крестьяне, иереи и вельможи. Сама царица Елизавета посетила Китаево, чтобы получить духовный совет от Досифея. Но после смерти подвижника выяснилось, КЕМ был Досифей. Именно этот грех женщины, обманувшей братию и игумена, долго был препятствием для её канонизации. Но в наши дни грех был признан вынужденным и Досифея Киевская в 1993 году была объявлена святой.



18. Замечу, что такая чудесная биография прп. Досифеи распространилось после публикации жизнеописания, составленного в ХІХ веке священником Владимиром Зноско. Фактически, кроме этого автора никто больше не пытался подробно проследить биографию Дарьи Тяпкиной. Его повествование легло в основу всех, имеющихся на сегодняшний день справок о китаевской подвижнице. Однако, следует заметить, что автор записок о прп. Досифее не приводил никаких ссылок на документы, касающихся самой подвижницы, и пользовался в своей работе, как правило, устными преданиями. В результате был собран очень интересный материал о Досифее и некоторых других киевских подвижниках, но многие приведенные автором факты требуют на сегодняшний день уточнения. Ну, а мы выбираемся наружу.



19. От площадки перед часовней с входом в пещеры открывается неплохой вид на монастырское подворье.



20. Прежде чем уходить, я лесными тропками поднялся на самую вершину Китай-горы. Первые поселения в этих местах появились еще в III-ІI тыс. до н. э. В V-VI в.в. возникло поселение полян, положившее начало Киеву. Вскоре Киев стал центром Полянского княжества, объединившего славянские племена в единое государство Киевская Русь. На этом холме (40 метров над уровнем Днепра) поляне-язычники построили городище общей площадью 2,22 га. Место было настолько удобным, что городище это продолжило свое существование и в христианские времена. А.Д. Эртель отводил городищу в Китаево роль именно того пункта, который назван в летописи “Куява”, и обычно связывается с Киевом. Киев, по версии Эртеля, возник позднее Китаево. К сожалению, гулял я здесь один и у меня не получилось сделать снимок, передающий масштабы вековых дубов-великанов, что растут сейчас на месте городища.



21. Упомянутая выше лестница, что ведет к пещерам. Подъем довольно крутой (150 ступенек).
На полпути лавочка для отдыха.



22. Китаевские пруды. На одном из них даже бьет небольшой фонтан. Насколько я понял, были сооружены еще монахами в ХІХ веке для разведения рыбы (у монахов 200 дней в году пост). В те времена богатейшее монастырское хозяйство (пасека, фруктовые сады, виноградники, рыбная ловля, огороды) позволяли не только обеспечивать всем необходимым обитателей монастыря и поставлять продукты в Киево-Печерскую Лавру, но даже заниматься торговлей.



23. Расскажу немного и о наземном Троицком храме, который мы видели с Китай-горы. 21 августа 1763 года на месте обветшавшей Сергиевской церкви блюститель Дальних пещер, иеромонах Тимофей заложил новую каменную церковь. Руководил строительством известный лаврский “каменных дел мастер” Степан Ковнир. 28 мая 1767 года он был освящен во имя Пресвятой Троицы. Крестовокупольный Троицкий храм восходит в своей конструктивной системе к византийским образцам, и отступает от распространенной схемы лишь в том, что имеет не один купол, а два (второй над алтарем). 6 августа 1853 года Китаевская пустынь стала именоваться Свято-Троицкой. Тогда главный Троицкий храм основательно отремонтировали и надстроили еще три купола, превратив его в пятиглавый. У стен храма расположены могилы святых подвижников.



24. К ХХ веку в Китаевской пустыни даже был свой водопровод, приводимый в действие паровой машиной. Но все резко изменилось после прихода советской власти. В 1920-е годы храмы продолжали действовать, но сама пустынь уже не принадлежала монахам: в кельях разместили детскую колонию, часть сооружений использовались сельскохозяйственными учреждениями. В 1930 г. пустынь была окончательно ликвидирована, территория и сооружения переданы Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства. Колокольня разобрана в 1932 г., другие сооружения сильно пострадали во время Второй мировой войны. После войны на территории пустыни располагались Республиканский учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-исследовательский институт защиты растений. Возрождение обители началось только в 1990 году. С 1996 года имеет статус самостоятельного монастыря.




Ещё в Киеве:

Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.



Tags: интересное, перепост
Subscribe
promo valery_3 февраль 25, 2015 13:39 13
Buy for 10 tokens
https://ukropen.net/balance?act=invite
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments