valery_3 (valery_3) wrote,
valery_3
valery_3

Иерусалим в подоле

23.05.2017

Никогда не была в Каннах, увы. Но так много раз читала роман Ирвина Шоу «Вечер в Византии», что кажется, жила там. А вот министр культуры и спорта Израиля Мири Регев и вправду посетила Каннский кинофестиваль. Правда, говорят, на показы израильских фильмов ходить не стала. И действительно, при чем тут кино? Главное, чтобы костюмчик сидел. И он, этот костюмчик – а вернее, платье, в котором Мири Регев поразила воображение публики, журналистов и миллионов евреев по всему миру, эффектно пройдя в нём по красной дорожке – сидел неплохо. Платье с золотой вышивкой сверху и видом на Стену Плача и спорные территории на подоле белой юбки дизайнера Авида Хермана было призвано «продемонстрировать красоту Иерусалима в честь 50-летия его освобождения». Троллинг, вызов, эпатаж. Видимо, в пику заявлению ЮНЕСКО, что «еврейский народ не имеет отношения к Иерусалиму».

Однако ничего нового и особо остроумного в этом эпатажном вызове министра не было. Платье с Московским Кремлем сзади и Путиным спереди мы уже видели. Как и «Калинку» в исполнении официального представителя МИД России Марии Захаровой тоже помним. Параллели напрашиваются не случайно: популизм – он и в Каннах популизм, а дешевые методы политической пропаганды везде одинаковы и передаются чуть ли не воздушно-капельным путем.

Идеологический пафос Мири Регев, в общем, понятен. И момент вроде бы самый подходящий: 50-летие освобождения Иерусалима, визит Дональда Трампа в Израиль – вот тот фон, на котором появилась г-жа министр в своем экстравагантном туалете. Но дело, конечно же, не в платье – хотя Иерусалим, как мне кажется, лучше бы не трогать и не пускать принтом по подолу. Дело в самой Мири Регев и ее роли в израильской культуре. А роль это довольно странная.

Когда идеология смыкается с культурой – результат хорошим не бывает. Кто ж знает лучше нас, выросших в СССР, как губительно это сращивание для театра, кино и литературы. Сегодня эта смычка и в России снова появилась: снимают спектакли, закрывают театры, лишают «неправильные» фильмы финансирования. Одни сегодняшние обыски в «Гоголь-центре» и дома у его художественного руководителя Кирилла Серебренникова чего стоят. Бульдозером на художника – это мы проходили, и не раз.

В Израиле роль идеологического и политического надсмотрщика над культурой взяла на себя Мири Регев. Кому же, как не ей, бывшему генералу, военному цензору и армейскому пиарщику, встать у руля израильской культуры? Но до Фурцевой она, конечно, не дотягивает. Хотя известна куда более шокирующими, чем легендарный советский министр, высказываниями. Мири Регев, например, назваласуданских беженцев «раковой опухолью на теле общества». А однажды в ответ на реплику собеседника «по крайней мере, я не фашист» не смогла удержаться и в пылу спора проговорилась: «Я рада быть фашистом». Увлеклась, бывает.

Дело тут не в том, что Чехова она, как призналась, не читала. Ну и Б-г бы с ним, с Чеховым. Плохо то, что Регев заняла позицию цензора по отношению к деятелям израильской культуры и интеллигенции. Она теперь решает, какие актеры хорошие, а какие плохие, какие фильмы будут участвовать в фестивалях, а какие выкинут с них, каким театрам жить, а каким умереть. Это она добилась исключения из программы Иерусалимского кинофестиваля последнего фильма знаменитого документалиста Герца Франка, который снял ленту об истории Игаля Амира, обвиненного в убийстве премьер-министра Ицхака Рабина. Если бы жюри не сняло фильм с показа, то Мири Регев просто бы прекратила государственное финансирование ведущего израильского фестиваля. Правда, очень похоже на Россию?

Г-жа министр не раз выступала с гневными отповедями в адрес театральных и кинорежиссеров, пытаясь втолковать им простую мысль: «кто девушку ужинает, тот ее и танцует». Как следствие, актеры и режиссер фильма «Песчаная буря», ставшего победителем последнего израильского кинофестиваля, получать награду из рук министра категорически отказались. Просто не захотели стоять с ней на одной сцене.

Одно из последних достижений г-жи министра – лишение финансирования знаменитой «Недели книги», что произошло впервые за 18-летнюю историю. Да, израильское кино, как и театр, и культура в целом, очень зависит от помощи государства. Аналогичная ситуация и во многих других странах. Но как и неудобные Андрей Звягинцев, Алексей Балабанов или Павел Лунгин со своими острыми и трудными фильмами не могут не говорить о том, что у них болит, так и израильские режиссеры не могут молчать о том, что является главным нервом их действительности: о палестино-израильском конфликте, о противостоянии между светской и религиозной частью общества. Как бы это ни раздражало Владимира Мединского или Мири Регев.

Когда идеология сливается с культурой, это неизменно приводит к подмене одного другим. Тут и главный итог Каннского кинофестиваля – все говорят о платье, а не о фильмах. Интернет не мог не отреагировать на эпатажное поведение Мири Регев – в соцсетях мгновенно появились «ответные» картинки, на которых на подоле платья г-жи министра красуется израильская разделительная стена. Израиль этого хотел от участия в кинофестивале? Никто уже не помнит, что искусство призвано не разделять, а наоборот – объединять людей. И это высшее его предназначение. А место Иерусалима с его древними камнями, растрескавшейся от жары землей и зелеными ростками надежды – в наших душах и сердцах. И только там.


Алла Борисова



http://www.jewish.ru/columnists/2017/05/news994338455.php

Tags: общество
Subscribe
promo valery_3 february 25, 2015 13:39 11
Buy for 10 tokens
https://ukropen.net/balance?act=invite
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments