valery_3 (valery_3) wrote,
valery_3

Грузия. Часть VII. Пещера Прометея. Рача

Оригинал взят у vnarod в Грузия. Часть VII. Пещера Прометея. Рача.
Начало
Предыдущая часть

В английском языке есть выражение "templed out", означает что уже насмотрелься храмов настолько, что ни не больше воспринимаются. По русски, увы, так не скажешь. Мы "замонастырились" и решили поехать посмотреть природные красоты. Возле Кутаиси это либо пещера Прометея, либо каньоны. Пещера была ближе. Я относился к идее довольно скептически, я был в паре десятков туристских пещер, все они, в принципе, внутри одинаковые. Но писали, что в пещере сделали какую-то супер подсветку, поэтому решили заглянуть. В общем, так и оказалось, пригласили явно хороших профессионалов. Кстати, название пещеры тоже придумали совсем недавно для завлечения туристов, раньше пещера называлась гораздо проще. Штатива у меня не было, с рук получилось вот что:

Интересная маска на выходе

Вышли из пещеры, поехали в сторону каньона, я залез в интернет почитать о нём, оказалось, что он в 5 закрывается. Мы никак не успевали. Ладно, значет едем дальше.

А дальше - точка бифуркации. Точнее, трифуркации :). Можно было поехать в горы в Сванетию (6 часов езды), можно было в предгорья Кавказа в Рачу, а можно было на юг, к армянской границе в Вардзию. Каждый выбор кардинально менял маршрут. Первый вариант отпал сам - по прогнозу завтра обещали дождь, в горах ничего не будет видно. Едем, думаем куда свернуть. А дорога всё красивее и красивее - горная дорога среди зелёных холмов, высокие горы на горизонте. Не хочу я никуда съезжать с этой дороги. Посмотрел по карте куда она меня приведёт, оказалось, что в Рачу. Значит судьба.

Вы слышали про Рачу?
Я впервые услышал когда начал готовить поездку. Все писали, что это чуть ли не самое красивое место в Грузии и туда обязательно нужно попасть. Это довольно большой район в предгорьях (то есть вокруг горы, но не высокие скалы, а лесистые холмы). Действительно, из всего что мы видели в Грузии, красивее всего было именно там. А еще, что немаловажно, там есть деревня Хванчкара, где делают вино. То есть хванчкару в этом районе делают все, но настоящей считается только с пары склонов в этой деревне. Я пробовал в разных местах, везде отличие довольно сильное и мало похоже на то что продают в наших магазинах.

А еще говорят, что у рачинцев свой диалект, они почти ко всем существительным добавляют уменьшительно-ласкательный суффикс - ука. Например, рачинец не скажет: "Я шёл по дороге вдоль реки и увидел коров". По-рачински эта фраза в переводе на русский будет звучать так: "Я шёл по дороженьке вдоль реченьки и увидел коровушек".

В деревне остановиться не получилось, там было всего два гестхауза и оба полные. Проехали еще немного, доехали до городка Амбулаури, остановились на центральной площади возле памятника бутылке Хванчкары. Я подошёл к первой попавшейся женщине, спросил, где тут можно переночевать. Она дала телефон какого-то мужика, сдающего комнату. Но комната нам не понравилась и Мила углубилась в букинг.ком. Нашла недорогой гестхауз с крутым названием "Шато Дио". Ладно, шато так шато. Доехали до съезда с основной дороги, а дальше - фиг. Дорогу в деревню ремонтируют, проезда нет. Подошли к работникам, спросили что делать, они окликнули хозяина шато, который почему-то оказался здесь же, как рояль в кустах. Тот что-то кому-то сказал, куда-то позвонил, нам велели следовать за джипом. Джип завёз в местную станцию МЧС, там нас пересадили на совсем крутой джип, большой, с мигалками и повезли в гестхауз по объездной дороге, где наш Приус ни за что бы не проехал.

Гестхауз оказался просто чудом. Очень большой, красивый дом, с террасой, гамаком, виноградом и винным погребом. Можно сидеть в шезлонге, в одной руке держать большой бокал с хванчкарой, другой периодически отщипывать виноград с грозди над головой. Хочешь чёрный, хочешь белый... Этакая мини-версия рая :) Ну, и конечно, вкусный, домашний ужин.

Кроме нас был только один постоялец, Валера. Как потом выяснилось, старший следователь по особо важным делам, генерал-майор следственного комитета. Очень интересный человек, путешествует по горам Грузии в одиночку.
С утра поехали смотреть Рачу, хотели доехать до конечной точки - деревни Шови (шутят что там живут шовинисты). Заодно и Валеру подвезли, он хотел по тем горам побродить. Прогноз не обманул, было облачно, периодически начинался дождь. Единственный дождливый день за всё время в Грузии. Ехали не спеша, с остановками, за пару часов добрались. Из интересного, кроме красот, по дороге - большая каменная синагога. По размеру и красоте вполне могла бы стоять в большом городе. Подошли к ней, из соседнего дома вышел мужчина, работник/охранник. Рассказал нам, что когда-то здесь жило очень много евреев, однако они все уехали и сейчас он остался единственный еврей в городке. Ухаживает за синагогой по мере сил, но службы там проводить некому и не для кого.

Вид с "Шато Дио"

Хочешь, бери белый,

хочешь - чёрный

а не хочешь - нюхай розы

или с фауной общайся

Хозяин гестхауза делает вино и на продажу

Чача на мяте, чача на душистых травах, чача чистая...

За всё в жизни надо платить. Ночлег+обед+вино+чача... А когда-то я на счётах даже умножать умел

Дорога в Рачу

Руины какой-то крепости

Коровы обожают лежать посреди дороги и плевать им на машины. Объедут.

Нас пугали дорогой, но, оказалось, зря

Правда, местами от дороги осталась только половина

Дамба

Еще немного видов

Дорога периодически идёт вдоль бурной горной реки

Успели поснимать закат

Рача чёрно-белая

сверху что-то написано на иврите

Думаю, что Хванчкара весь район кормит, поэтому памятник заслуженный

Шови когда-то был знаменитым курортным местом. Сюда приезжали отдыхающие со всего СССР, соответственно, здесь были и пансионаты и гостиницы. Они и сегодня стоят, только никому не нужны и разваливаются. Только одна гостиница более-менее в нормальном состоянии, но за огромные для Грузии деньги, около $100 за ночь.

Остальные выглядят вот так:

На первом этаже живут сезонные рабочие, без воды и канализации. На остальных выбиты окна и явно никого нет.

Единственная приличная гостиница

Впрочем, горы от этого хуже не стали. Мы пошли по тропе, ведущей на ледник. В оба конца идти были часов шесть. До конца дойти уже засветло не успевали, да и лучше это делать в солнечную погоду. Прошли часа два, наткнулись на заросли орешника. Вышли с набитыми орехами карманами :)

Облепиха

Сливы. Нарвали полный пакет.

Ехать в темноте по горному серпантину не хотелось, поэтому вернулись в тот же гестхауз по уже знакомой схеме - МЧС-джип-объездная дорога.

Продолжение следует.

Tags: интересное, перепост
promo valery_3 february 25, 2015 13:39 11
Я всегда стараюсь не писать ничего, если писать не о чем. Я не посчу политические темы потому, что не уверен в своей компетентности. Да и политиков считаю людьми непорядочными, зарабатывающими на этом грязном деле. Особенно политтехнологов. За это одна сторона меня меня обзывает…