valery_3 (valery_3) wrote,
valery_3
valery_3

Categories:

Treibstofflager 44

Сегодняшний мой пост будет посвящен одному из моих любимых заброшенных объектов Германии, который я открыл для себя в прошлом году и уже успел побывать тут три раза. Это место уникальное и не имеет аналогов не только в Германии, но и во всей Европе. Помимо своей истории, берущей начало еще во времена Третьего рейха, и невероятной магической атмосферы, эта локация еще и чертовски живописна. Это одно из самых красивых мест, в которых мне доводилось бывать за годы практики городских исследований, так что я даже решил сделать первый пост в блоге с разрешением 1200 по ширине вместо привычных 1024, чтобы лучше передать красоту и таинственное очарование этого объекта.





01. Эта территория перешла в руки будущей Народной армии ГДР в начале 1950-х годов и в 1963 году армия обустроила в оставшихся с военных времен подземных резервуарах склад авиационного топлива. В эти же годы рядом с подземными резервуарами была построена зона обеспечения и охраны топливного склада, состоящая из нескольких зданий, которые вы видите на этих снимках. На фото контрольно-пропускной пункт на въезде на территорию объекта.



02. Состояние зданий настолько печальное, что мы даже не стали заглядывать в каждое из них. Окна и двери отсутствуют, повсюду граффити, а на территории присутствовали страйкболисты, которые периодически проводят тут нелегальные игры.



03. Зона обеспечения состоит из нескольких зданий: кпп, штаб, охрана, гаражи и мастерская. На фото здание штаба с подземным гаражем.



04. После объединения Германии объект перешел Бундесверу, но тот не нашел ему применения и территория топливного склада была выставлена на продажу. Нашелся частник, который собрался использовать этот комплекс построек в качестве конюшни и даже начал работы по перестройке зданий и обустройству территории, но затем что-то пошло не так и проект не состоялся, а территория была полностью заброшена. На этом фото видны следы относительно свежих строительных работ.



05. Теперь эти постройки интересны разве что игрокам в страйкбол, мы же не задерживаемся тут и идем искать то, для чего мы сюда приехали.



Я люблю ходить на объекты неподготовленным, когда есть только координаты цели и больше ничего. Люблю включать режим поиска и открывать неожиданные места, о существовании которых даже не подозревал. Когда ты подготовлено едешь на объект с картой, планом местности и точными координатами точек притяжения, исчезает эффект исследования, любопытство поискового процесса и радость открытия нового, а именно эти компоненты делают наши туры такими кайфовыми и атмосферными. Так что и сюда мы приехали, имея на руках лишь общие координаты территории и все, что я знал об этом месте на момент визита, так это то, что тут есть огромный подземный бак с живописной лестницей на дно. После того, как я увидел парочку ярких снимков внутри этого бака, я загорелся желанием тут побывать, но даже не подозревал, что бак тут не один и объект куда более масштабный, чем я предполагал, а его история началась еще перед началом Второй мировой.

06. По пути проходим мимо заглубленной насосной станции, построенной уже во времена Народной армии.



07. Территория самого хранилища была отделена еще одним внутренним периметром, расположенном внутри объекта. Местность тут рельефная, так как на этом месте в начале века был карьер. Видимо, не случайно склад метанола решили построить здесь - огромные бочки было гораздо проще закопать в таком рельефе, а наличие карьера хорошо маскировало стратегический военный объект от местных жителей.



История появления этого объекта довольно интересная. Эти подземные хранилища были частью государственного предприятия "Paraxol GmbH", производящего вещество пентаэритрит, используемое в оборонной промышленности для изготовления взрывчатого вещества пентаэритриттетранитрат, широко применяемого во время Второй мировой для производства взрывчатки, снарядов и капсюлей для патронов. Предприятие было государственнным, стратегическим и, соответственно, секретным и располагало четырьмя заводами, разбросанными по всей Германии. Заводы были спрятаны в лесах, будучи замаскированными под производство древесной муки, каждый завод имел свое кодовое имя. Этот завод, расположенный под Берлином, числился в секретных документах, как "Werk W". Сам завод располагался в километре от места, которому посвящен мой сегодняшний обзор, а здесь находился лишь склад для метанола - исходного сырья для производства пентаэритрита. Метанол хранился в трех огромных подземных резервуарах, которые сохранились до нашего времени и позже использовались Народной армией ГДР для хранения авиационного топлива. Запасов метанола, размещенного в этих трех резервуарах, хватало на 75 дней работы завода.

На секретной карте 1941 года показано расположение завода и прилегающих к нему объектов. Сам завод состоял из множества цехов и располагался в километре от склада с резервуарами для хранения метанола, которые тут обозначены буквами 1a, 1b и 1c. Слева на карте видно озеро, на берегу которого находилась водозаборная станция, поставляющая заводу техническую воду для производственных нужд. Трубы от станции к заводу проходили через подземный резервуар, расположенный рядом с цистернами для метанола, он тоже отмечен на карте цифрой 24.


источник: https://vimudeap.info/de/atlas/nva-treib-und-schmierstofflager-44/images/

Производство на заводе Werk W продолжалось с 1940 по 1945 годы, после окончания войны завод попал в советскую оккупационную зону и его оборудование вместе с частью цехов было вывезено в Советский Союз в качестве репараций. На этом история завода заканчивается, но не история складов с резервуарами для метанола. В 1951 году территорию завода с частью сохранившихся зданий отдали в распоряжение Казарменной народной полиции, которая спустя пять лет была преобразована в Нацональную Народную армию ГДР. Ей же отошли и скрытые в лесу резервуары, которые начали использовать с 1963 года для хранения авиационного топлива TS-1. А сама территория с резервуарами стала официально именоваться Treib- und Schmierstofflager 44 (TSL-44) der LSK/LV (Luftstreitkräfte/Luftverteidigung) der NVA, то есть "Склад ГСМ №44 Военно-воздушных сил Национальной Народной армии".

На этом аэроснимке 1953 года видна территория бывшего склада метанола. Буквами на карте обозначены: W - водозаборная станция, которая продолжала функционировать и в послевоенное время, поставляя воду на военные объекты Народной армии ГДР. H - резервуар для хранения воды, соединенный трубами с водозаборной станцией. О его существовании я узнал только при подготовке поста, так что его в обзоре не будет, но, судя по снимкам в сети, ничего интересного он собой не представляет. К - песчаный карьер. М - три резервуара для хранения метанола.


источник: https://vimudeap.info/de/atlas/nva-treib-und-schmierstofflager-44/images/

08. Тем временем мы спускаемся по лестнице в низину рельефной местности в поисках того самого резервуара, который я видел на снимках в сети, не подозревая, что найдем еще нечто интересное.



09. И вот по дороге нам встречается первый объект, представляющий собой бетонный портал, ведущий куда-то в недра холма.



10. Заглядываю внутрь и вижу уходящую вниз лестницу. Неожиданно было встретить на территории склада ГСМ сооружение, похожее на бункер.



11. Спускаемся вниз по ступеням на метра четыре под землю.



12. Ступени приводят в небольшое помещение с остатками оборудования и вертикальной лестницей на нижний уровень.



13. На нижнем уровне находится еще одно небольшое помещение с большим круглым отверстием в стене, которое изначально было закрыто лежащей на полу крышкой.



14. Заглянув в отверстие, я увидел огромную подземную цистерну с многочисленными ребрами жесткости внутри. Это и есть один из трех резервуаров для хранения метанола, построенный во времена рейха для оборонного завода.



15. Ничего подобного тут увидеть я не ожидал, так что испытал в эти минуты радость открывателя. Обратите внимание, что листы жести, из которых состоит цистерна, соединены между собой заклепками. По одному этому признаку можно определить, что объект был построен в довоенное время.



16. Масштабы цистерны поражают воображение! Никогда раньше не доводилось видеть резервуаров такого объема, тем более подземных!



17. Внутри цистерна напоминает дирижабль, ассоциации с которым возникают из-за схожести формы и наличия внутреннего каркасса.



18. Очень живописная подземная локация, заклепки на корпусе которой создают частично стимпанковский антураж.



19. В одном месте цистерны расположен топливозаборник (или как правильно называется эта труба?), через который содержимое цистерны откачивалось наружу и по трубам транспортировалось на станцию, где переливалось в автоцистерны для дальнейшей транспортировки.



20. Помимо самой трубы тут есть еще две трубки потоньше, ведущие на поверхность. Одна из них может быть датчиком уровня, а какова функция второй - даже не догадываюсь. Помимо труб тут также есть лестница для технического обслуживания, заканчивающаяся в верхней точке цистерны.



Отдельно хочется отметить великолепную акустику внутри цистерны, которую не передать фотографиями, но которая наглядно продемонстрирована в этом видео:




21. Возвращаемся на поверхность. Так вот совершенно неожиданно мы обнаружили цистерну, о существовании которой ничего не подозревали, так как почти все фотоотчеты об этом месте в сети ограничиваются исключительно главной достопримечательностью, ради которой мы сюда в принципе и приехали, но не имея точных координат, пошли прочесывать местность и нашли еще кое-что интересное.



22. В урбексе все как и в обычном туризме - 90% тех, кто занимается этим хобби не сходят с протоптанных туристических троп и ими движет не жажда познания мира и открытия чего-то нового, а банальное желание сделать селфи в известном месте и потешить свое тщеславие, выставив фоточки в соцсетях. Но я этому только рад - чем больше любителей попсового урбекса, тем больше тайн и скрытых мест для настоящих исследователей останутся нетронутыми и чистыми.



23. На вершину холма из-под земли выходят несколько труб, необычной конструкции. Я не знаком с техникой топливохранилищ, так что о назначении тех или иных агрегатов и систем могу лишь догадываться. Полагаю, что эти трубы служили для отвода из резервуара взрывоопасных паров топлива и его вентиляции.



24. Рядом с вентиляционными трубами есть технический люк, ведущий куда-то вниз.



25. Спускаюсь по скоб-трапу в вертикальную шахту, чтобы посмотреть, что там.



26. Это техническая шахта для обслуживания топливопроводной техники, на дне стоит вода и какие-либо ходы дальше отсутствуют. Прямого соединения с резервуаром тут нет.



Такая качественная информационная справка по объекту стала возможной благодаря этой страничке, откуда я взял весь исторический материал и несколько картинок, включая 3D-схему резервуара, из которой можно понять его конструкцию. Огромный респект автору Томасу Кемницу за такую тщательную работу по документации уникального объекта.


источник: https://vimudeap.info/de/atlas/nva-treib-und-schmierstofflager-44/images/

На этой схеме мы видим общее устройство резервуара и его примерные пропорции. Диаметр цистерны составляет 7,3 метра, длина 34,5 метров, объем 1 350 000 литров. От авиаударов цистерну защищает шестиметровый слой грунта. Рядом с цистерной есть бункерное сооружение с насосной станцией внутри. А с поверхности к цистерне спускается техническая шахта. Не знаю, были ли все это тут изначально, или часть оборудования и пристроек добавили уже во времена ГДР?

27. Наша прогулка продолжается. На территории объекта военными сделаны удобные дорожки со ступенями на перепадах высот, так что гулять по тропинкам среди этой лесистой местности сплошное удовольствие.



28. Вскоре мы обнаруживаем еще один объект подобный виденному нами только что. На дверях цифра 6, увидев которую, я подумал, что это порядковый номер очередной цистерны. Только сейчас при подготовке поста я узнал, что таких цистерн здесь всего лишь три.



29. Бетонный портал ведет в такой же бункер с насосной техникой внутри. По качеству бетона трудно сказать, был ли он построен во времена рейха или в период ГДР.



30. Внутри все то же, только в зеркальном отображении. Все оборудование, содержащее цветной металл давно украдено мародерами. Но благодаря тому, что чермет тут не котируется, мы имеем довольно хорошую сохранность даже таких общедоступных объектов в Германии.



31. Насосное помещение. Полагаю, что по этой трубе цистерна заполнялась топливом, а опустошалась через топливозаборник, выходящий наверх.



32. Заглянем на нижний уровень насосной.



33. Сюда заходит труба с верхнего уровня, которая тут напрямую соединялась с цистерной вон через ту крышку, что лежит на полу.



34. После наполнения цистерны, труба перекрывалась таким вот массивным запорным клапаном.



35. Внутрь цистерны в этот раз лезть не стали, так как она полностью идентична уже осмотренной нами.



36. Далее по пути мы обнаружили еще одно такое же хранилище с цифрой 7 на двери, что опять же навело меня на мысли, что таких типовых объектов тут целых семь штук.



37. Продолжаем поиски нашей главной цели на этом объекте и по пути то и дело натыкаемся на различные технические сооружения, имеющие отношение к хранилищу ГСМ.



38. И вот наконец-то мы находим то, ради чего сюда приехали. Слева и справа на этом снимке видны лестницы, каждая из которых ведет к вершинам двух огромных резервуаров, между которыми расположена насосная станция, ворота в которую вы видите в центре кадра.



39. Место это попсовое и посещаемое со всеми вытекающими от такой популярности последствиями в виде визуального и не только мусора.



40. Просто поразительно, насколько тут все засрано при абсолютной чистоте уже осмотренных нами объектов, расположенных в паре сотен метров отсюда.



41. Собственно, сама насосная комната с двумя постаментами под мощные насосы, необходимые для обслуживания расположенных рядом огромных резервуаров.



Далее приведу еще одну картинку, взятую с сайта https://vimudeap.info, на которой показаны три снимка территории топливохранилища, сделанных в разное время. Снимок слева демонстрирует актуальое состояние территории топливного склада и ее границы, которые тут хорошо просматриваются из-за наличия в прошлом высоковольтного заграждения вокруг территории хранилища. При обустройстве высоковольтного периметра в 1980-е годы были вырублены деревья и следы этой вырубки до сих пор очерчивают границу объекта с высоты. По центру цифровая модель ландшафта местности, на которой расположено хранилище. Тут очень хорошо просматривается бывший карьер, на месте которого в конце 1930-х было создано хранилище метанола с тремя резервуарами (5,6,7) также можно заметить схождение грунта (0) у кромки карьера. Возможно, что там тоже планировали закопать еще одну цистерну, но в процессе работ кромка карьера съехала и четвертый резервуар так и не был построен. Две большие круглые ягодицы, обозначенные цифрой 13 - это два огромных подземных резервуара для хранения авиационного керосина, построенные на территории хранилища в 1970-е годы. Справа аэрофотоснимок местности хранилища 1953 года, когда объект еще не использовался военными.


источник: https://vimudeap.info/de/atlas/nva-treib-und-schmierstofflager-44/images/

42. Если подняться на середину высоты обоих резервуаров, то можно заметить два технических люка, оборудованных по бокам резервуаров для проведения технических работ и инспекции. На этой высоте резервуары заканчиваются и выше идут просто бетонные колпаки сферической формы, накрывающие резервуаы сверху.



43. Через эти технические люки также можно попасть внутрь каждого из резервуаров. Так выглядели эти люки в 2018-м году.



44. В конце прошлого года заброшенной территорией наконец-то занялись местные власти, замуровав входы в оба резервуара. Один из резервуаров замуровали довольно халтурно, так что очень скоро диггеры проделали залаз внутрь.



45. Соседний же резервуар запечатали основательно и теперь он недоступен.



46. В первые мои два визита в это место я заходил через "парадный вход", расположенный на вершине резервуара. Во время моего третьего визита в марте этого года он оказался запечатан.



47. На вершине есть два технических "колодца" с выходящими наружу трубами и вентиляцией. Один из них выглядит так.



48. Из второго "колодца" торчит вентиляционная вытяжка причудливой формы и там же есть люк с лестницей, ведущей на дно резервуара. Сверху этот "колодец" прикрыт сдвижными створками.



49. На одном из резервуаров одна створка была сброшена в сторону...



50. ...и под ней обнаружился люк с лестницей, ведущей на дно "кастрюльки".




Продолжение следует...

Оригинал взят у technolirik в Treibstofflager 44


Tags: интересное, перепост, путешествия
Subscribe
promo valery_3 февраль 25, 2015 13:39 11
Buy for 10 tokens
https://ukropen.net/balance?act=invite
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments