valery_3 (valery_3) wrote,
valery_3
valery_3

Category:

Зеленый Берег Испании - 2

начало здесь

Пещера Альтамира

Наша следующая остановка была в Сантандер (Santander). Этот город никакими особыми достопримечательностями не отмечается. Большинство его гостей — это либо любители  морских продуктов, которых вообще-то навалом по всему Зеленому Берегу и у нас ещё будет много встреч с ними, либо люди, интересующиеся нашим далеким и не очень понятным прошлым.

Сегодня уже не узнать, кто населял эти земли 15-20 тыс. лет назад. Неандертальцы вроде уже вымерли, кроманьонцы — ещё в начале своего пути, кто же 16 тыс. лет назад так фантастически разрисовал потолок пещеры Альтамира — самой большой здешней достопримечательности?




Введите описание картинки
Введите описание картинки


В нашей компании только я имел некоторые представления о том, что мы увидим в пещере, но реальность превзошла мои ожидания, а остальные были вообще в шоке.






Альтамира – одна из первых палеолитических пещер с наскальной живописью, открытых в наше время. История её открытия драматична, так как в то время, а это конец XIX века, никто даже не подозревал о существовании таких многокрасочных картин, нарисованных пещерными людьми в каменном веке. Весь ученый мир считал находку неудачной подделкой археолога-любителя дона Марселино Санз де Саутуолы (Marcelino Sanz de Sautuola, 1831-1888), объявившего об этом открытии.




Marcelino Sanz de Sautuola, 1831-1888
Marcelino Sanz de Sautuola, 1831-1888


О существовании этой пещеры знали все в этой округе уже несколько лет. Здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал местные охотники. Но однажды, гуляя с отцом по окрестностям и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила его внимание на слабо различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала она. С этого дня началась драма первооткрывателя, "просвещенного идальго", как в последствии отзывался о нем его внук, Марселино де Саутуолы.

Вместе со своим другом, профессором Мадридского университета, геологом Хуаном Виланова-и-Пьера они расчистили часть изображений, собрали убедительные доказательства того, что в этих залах со времен каменного века никого никогда не было, и в 1880 году опубликовали свои соображения об этой находке. Их результаты были громко высмеяны на конгрессе в Лиссабоне. Главная претензия была – высокое художественное мастерство картин, их удивительная сохранность и отсутствие следов копоти на стенах. Такого не может быть!




Зарисовка изображений Альтамиры, включенная в книгу Марселино де Саутуолы
Зарисовка изображений Альтамиры, включенная в книгу Марселино де Саутуолы


Тогда, в середине XIX века, ещё не знали существования искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые еще могут быть открыты, неизбежно будут более примитивными. Ну, а земляки не замедлили подтвердить участие современных художников в изготовлении картин, что окончательно добило исследователя. В 1888 году в возрасте 57 лет Саутуола умер с репутацией «изобретателя Альтамиры» и, как говорят, одной из причин была оскорбленная честь испанского аристократа. "Горе, которое во мне, пройдет лишь со смертью," – сказал он незадолго до своей кончины.






Признание пришло в начале XX века, когда в других пещерах были найдены подобные рисунки, древность которых не вызывала сомнения - некоторые изображения были покрыты прозрачной броней древних кальцитовых натеков. Один из главных обвинителей Саутуолы Эмиль Картальяк, ведущий специалист в области доисторической археологии полностью признал свою ошибку в знаменитой статье «Mea culpa d'un sceptique» ("Вина скептика"), опубликованной в 1902 году.






Признание подлинности рисунков в Альтамире стало началом изучения пещерной живописи времен палеолита, а точнее, в период 35 — 13 тыс. лет назад. На сегодняшний день таких расписных палеолитических пещер в одной лишь Западной Европе насчитывается более ста пятидесяти и, судя по ним, трудно сказать, что их разрисовывали примитивные дикари, которых интересовало только еда, секс и проблемы выживания.






Собственно сама пещера давно закрыта. В 1960—1970-х гг. пещеру посещало до 1 500 человек в день, но вскоре обнаружили на рисунках плесень. Изменение влажности и содержания углекислого газа привело к порче красок. При этом некоторые посетители не оставляли попыток отбить на память фрагменты древних изображений. Пещеру закрыли, очистили и вновь открыли, сократив количество посетителей так, что очередь ждали годами.

В 2002 году пещеру полностью закрыли для широкой публики и её посещение стало возможным только в научных целях и по особому разрешению. К тому времени рядом с пещерой открылся музейный комплекс Альтамира, в котором художники и декораторы воспроизвели картины знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая оригинал. С помощью современных материалов и новейших технологий они создали буквально дубликат древней пещеры, изобразив все трещины и неровности потолка, фактуры стен, поддержание прохладного пещерного климата, и даже капли начинающихся сталактитов на потолке. Точность гарантируют фотограмметрические данные, фиксирующие каждые 5 мм поверхности оригинала.






Залы оригинальной пещеры тянутся на расстояние около 280 м. Копия сделана намного короче, но Большой плафон, композиция которого полосой протянулась в длину на 18 м, а в ширину примерно на 9 м – это практически дубликат.






Некоторые изменения в новой пещере все же сделаны. В ущерб точности, но для удобства посетителей пол в зале с росписями опущен значительно ниже, чем в Альтамире, которую впервые увидела 8-летняя Мария. Это позволяет туристам входить, не наклоняясь, и не задирать голову, осматривая росписи. (В старых путеводителях посетителям советовали рассматривать некоторые картинки лежа на спине).

В 1985 году пещера Альтамира была объявлена объектом всемирного наследия ЮНЕСКО и получила прозвище "Сикстинская капелла первобытного искусства".



Оригинал взят у arktal в <Зеленый Берег Испании - 2


Tags: интересное, история, перепост, путешествия
Subscribe
promo nemihail 11:00, yesterday 225
Buy for 20 tokens
Те кто постарше наверняка помнят всю неловкость момента, когда после распада СССР, представители бывших союзных республик: России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и Армении выступали в Альбервиле как единая сборная, под флагом олимпийского движения. Я тогда ещё не осознавал, что…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment