valery_3 (valery_3) wrote,
valery_3
valery_3

Categories:

Бункеры Бранда

Заброшенный городок Бранд помимо хорошей сохранности и густой атмосферы города-призрака обладает еще парочкой интересных точек притяжения для исследователя советского военного прошлого. На его территории расположено множество самых разных бункеров, обзору которых и будет посвящен сегодняшний пост. Начнем осмотр мы с арочных бункеров для самолетов, затем прогуляемся по заброшенному командному пункту аэродрома, размещенному в арочном бункере и завершим прогулку мы вишенкой на брандском бункерном торте - бункером для хранения ядерных авиабомб, очень крутому и атмосферному объекту, одному из трех складских бункеров этого типа, построенных на территории Германии.











История аэродрома Бранда начинается во времена Третьего рейха, когда в 1930-е годы тут создается военный аэродром Люфтваффе Fliegerhorst Briesen. В 1938-1939 годах рядом с аэродромом строится военный городок для летчиков, а также подводится железная дорога для снабжения аэродрома. В 1939 году аэродром располагал травяной взлетно-посадочной полосой длиной 1000 метров и с 1939 по 1944 использовался в качестве учебного аэродрома для подготовки военных летчиков, для чего на территории городка был построен отдельный учебный корпус.



После окончания Второй мировой учебный аэродром Бризен переходит в руки советских военных, которые его значительно расширяют и перестраивают под потребности реактивной авиации. В 1950-1951 годах в Бранде сооружают бетонную взлетно-посадочную полосу, длиной 2500 метров, а в 1958 году дополняют ее еще одной резервной бетонной впп, длиной 2000 метров. Взлетно-посадочные полосы и прочую инфраструктуру аэродрома строят немцы, которые для этой цели сооружают в Бранде цементный завод. Cтройка шла ударными темпами круглосуточно - в пиковые месяцы на ней работали более полутора тысяч работников.



В конце 1960-х инфраструктура аэродрома расширяется бетонными бункерами для самолетов - на аэродроме сооружают десять арочных бункеров типа АУ-16 для укрытия фронтовых бомбардировщиков Як-28. В 1975-1976 годах их дополняют еще 18-ю арочными бункерами типа АУ-13 для истребителей Су-7 и Су-7Б, а в 1978 возводят еще шесть арок АУ-13. В 1983 году на аэродроме сооружают бункерный ангар АУ-16, внутри которого размещают ремонтный цех для обслуживания и ремонта базирующихся тут Су-24.



Ниже приведу несколько фотографий взлетно-посадочной полосы Бранда 1970-х годов, взятых их паблика в Одноклассниках.















За почти полсотни лет советской истории аэродрома тут размещались самые различные авиационные полки, список которых можно посмотреть в википедии. В последнее десятилетие функционирования аэродрома тут базировались фронтовые бомбардировщики Су-24 (с 1983 по 1989 год), которые в 1989 году сменили истребители-бомбардировщики Миг-27, пролетавшие до закрытия аэродрома в 1992 году.



На этом фото запечатлен Су-24 на взлетно-посадочной полосе в Бранде.







Помимо прочего Бранд был еще и воздушным окном в ГДР для многих советских военных - сюда прилетали пассажирские и грузовые самолеты со всех городов СССР, привозившие военнослужащих и солдат на службу в ГСВГ и забирающих обратно дембелей. Бранд мог принимать самолеты всех типов и размеров, производившихся в СССР. На фото советский пассажирский лайнер, доставивший в Бранд новую партию военнослужащих из союзных республик.







Брандовский Ан-2, на котором новоприбывших из СССР солдат и сверхсрочников развозили по местам службы в ГДР.







01. Характерная черта любого военного аэродрома - наличие бункерных ангаров для укрытия самолетов от осколков и ударных волн. Эти арочные укрытия начали широко применяться в советской фронтовой и истребительной авиации с конца 60-х годов. В бранде было сооружено более трех десятков подобных бункеров и с осмотра парочки из них я и начну этот пост.







02. На одном из бункерных ангаров берлинский художник Ken Plotbot нарисовал граффити в своем узнаваемом стиле.







03. Очень люблю творчество этого персонажа, он единственный, чьи граффити не портят объекты, а наоборот украшают их, добавляя месту атмосферности.







04. Детали.







05. Каждый ангар закрывался массивными бетонными воротами, передвигающимися по рельсам при помощи электромоторов.







06. Тележка одной из створок броневорот, вид изнутри бункера.







07. Дембельские надписи внутри ангара.







08. Сам по себе бункерный ангар АУ-13 представляет собой арочное укрытие, сооруженное из готовых бетонных сегментов, толщиной 60 см, присыпанное сверху слоем грунта и покрытое травой для маскировки с воздуха.







09. Сбоку укрытия есть небольшая пристройка, напоминающая гараж и не имеющая соединения с бункером. Каждое укрытие соединено с взлетно-посадочной полосой рулежными дорожками, таким образом самолеты фронтовой авиации могли в кратчайшие сроки самостоятельно покинуть укрытия и вырулить на взлет.







10. Толчком к строительству таких укрытий в СССР послужил опыт Шестидневной войны 1967 года, когда стоящие на открытых стоянках самолёты арабской коалиции были легко и быстро уничтожены израильскими ВВС. За период с 1968 по 1984 год в Советском Союзе и на советских аэродромах в Восточной Европе было построено около 3800 арочных укрытий для самолетов фронтовой авиации, из которых около полутора тысяч на аэродромах Групп войск и около 2000 на территории СССР.







11. Всего существовало три типа арочных укрытий и парочка их модификаций: АУ-11, АУ-13 и АУ-16. Трехмерные модели этих укрытий можно посмотреть тут. Самым распространенным типом укрытия был АУ-13, которые вы видите на моих снимках. Размеры внутреннего пространства внутри укрытия типа АУ-13 составляли 13 x 28 метров. Помимо самолета, внутри арки располагалось оборудование для запуска двигателей самолета, боекомплект и средства наземного обслуживания.







12. Ворота на арочных бункерах бывали двух типов - распашные и откатные (на фото). Откатные ворота ставились на арки первых серий и проявили ряд недостатков, и с конца 1980-х годов, на большинстве аэродромов откатные ворота арочных укрытий насовсем были оставлены в открытом виде с раздвинутыми створками. На ГСВГ-шных аэродромах я встречал только такой тип ворот.







13. Механизм привода створок крупным планом.







14. В задней стенке укрытия расположен газоход - тоннель для отвода газов при запуске реактивных двигателей самолета внутри укрытия.







15. Вид на бункерное помещение из газохода.







16. Газоход имеет зигзагообразную форму, которая препятствует попаданию осколков внутрь основного помещения и гасит ударную волну.







17. Заканчивается газоотводный канал обычными, не бронированными воротами, которые служат дополнительным входом в бункер.







18. На фото бункерный холм еще одного укрытия типа АУ-13, внутри которого разместили командный бункер аэродрома. Размещение внутри арок командных бункеров или бункеров связи - частая практика в Советской армии, что неудивительно, ведь этот тип бункера был самым дешевым в производстве.







19. Ворота газоотводного канала тут запечатаны бетонной заглушкой в которой установлены гермодвери.







20. Сразу за внешними гермодверями находится небольшой тамбур, за которым следует еще одна гермодверь, отделяющая тамбур от внутренних помещений бункера.







21. За этой дверью расположен коридор нижнего этажа. Это не единственный вход в бункер, чуть в стороне расположен еще один такой же гермошлюз с такими же гермодверями. Какой из обоих входных порталов являлся главным, а какой запасным, трудно сказать.







22. Так как проект арочного укрытия типовый, то и тут есть пристройка к бункеру с парочкой хозяйственных помещений. Слева от них находится еще один вход в бункер, которым мы воспользуемся, так как первый обнаруженный нами вход, что на фото 19, завален бетонной плитой.







23. Этот вход в бункер имеет такое же устройство, что и только что осмотренный нами. Тут тоже две бронедвери с гермошлюзом, ведущие в коридор нижнего этажа. Гермодвери простенькие, но бункера из арочных сегментов не обладали высокой степенью защиты. Прямое попадание обычной авиабомбы могло запросто уничтожить объект.







24. На этом снимке виден входной портал, соединенный коридором с главным телом бункера, внешние стены которого - бетонные сегменты арочной формы, такие же, как и в укрытиях для самолетов.







25. Ближайшее помещение от входа и самое крупное помещение в бункере - оперативный зал командного пункта. Именно тут в случае боевых действий разместилось бы командование полком истребителей-бомбардировщиков, да и в мирные дни тут кипела жизнь.







26. На этой стене размещался экран с отображением оперативной информации с плацдарма боевых действий - планшет.







27. В уголку стоит металлический сейф, украшенный декоративными узорами, словно произведен он был еще до войны. Интересно, как он тут оказался?







28. Вид со стороны планшета на оперативный зал командного пункта. В центре кадра на первом этаже виден проход в коридор, пересекающий весь этаж вдоль.







29. Вход в коридор из оперативного зала обшит дермантином, чтобы придать интерьерам бункера более домашнюю обстановку. Уютненько.







30. Так выглядит центральный коридор первого этажа бункера, по обе стороны от которого расходятся рабочие помещения.







31. Внутри рабочих помещений пусто, но общая сохранность бункера довольно неплохая.







32. В соседнем помещении, доступ в которое осуществляется не из коридора, а через эту комнату, расположен деревянный стеллаж с ячейками, каждая из которых подписана.







33. На стенах обои "под дерево".







34. Вот этот стеллаж с именными ячейками. Интересно, что тут хранилось? Приведу парочку фамилий из тех, что наклеены над ящичками: Лапшин Г.С., Воробьев М., Добровольский, Жаров В., Кухарев С.Г., Галимов Г.З., Павличенко Н.В., остальные на снимке получились неразборчиво.







35. Многие комнаты в бункере обклеены обоями и в целом выглядят очень уютно. Нет ощущения, что находишься в бункере. Только отсутствие окон выдает в этих помещениях их настоящее расположение.







36. Остатки вентиляционного оборудования. Странно, что в таких арочных приаэродромных командных пунктах не устанавливали фильтры в вентиляцию. Это не единственный посещенный нами подобный бункер и нигде я не видел фильтров в вентиляционной.







37. В этом месте коридор заканчивается. Справа видно помещение санузла, а напротив него находится выход из бункера, что на снимках 20 - 21. Эта часть коридора расположена там, где в авиационном бункере находится газоотводный канал, то есть уже за пределами арки, что видно по высоте потолка в этом месте.







38. Унитаз по советской армейской традиции залит бетоном и для красоты обложен плиточкой.







39. Инженерные решения, рожденные армейской смекалкой и нехваткой ремонтных деталей.







40. Оружейная комната, в которой хранилось огнестрельное оружие служащих в бункере вояк.







41. Немного исторического мусора и мелких артефактов.







42. Немецкий журнал, открытая страница которого рассказывает историю женщины из ГДР, нашедшую на западе мужа и счастье. Забавная статейка. Видимо, после падения стены актуальная тема была в восточной Германии. Статья называется "Счастье с мужчиной с Запада".







43. "Женщины сообщают, как сбываются мечты. Шикарные квартиры, автомобили, деньги, отпуск. И совершенно новый опыт: прекрасные совместные планы на день и доселе невиданная нежность ночью" - первый абзац сходу интригует сердца восточных женщин, заполняя их мысли мечтами о принце с запада.







44. Популярная тема была в последние годы существования ГДР - клеить наклейки с западных продуктов на стены и мебель. Наверное, не было в ГСВГ квартиры, где на стены и шкафы не клеили бы этикетки от продуктов и бананов.







45. Электрощиток с фамилией ответственного электрика.







46. Судя по таблице с обозначениями электрических цепей внутри щитка, произведен он был в ГДР.







47. Бетонные арочные сегменты - это лишь внешняя оболочка бункера, помещения нижнего этажа имеют свои внутренние стены. Между этими стенами и арочными сегментами есть проход с обоих сторон бункера.







48. С одной стороны он приведен в порядок - стены поштукатурены и побелены, как и бетонные сегменты, а с другой стороны схалтурили и оставили все в сыром виде (на предыдущем фото) - видимо, это технический проход, которым пользовался лишь изредка персонал, обслуживающий технические системы бункера.







49. Первый и второй этажи командного пункта связаны такой вот лестницей, расположенной у стенки, где кончается арка. Помещения слева обустроены в той части бункера, где у самолетной арки был газоотводный канал, там же находится и второй выход из бункера.

Продолжение следует...

Оригинал взят у technolirik в Бункеры Бранда


Tags: интересное, перепост, путешествия
Subscribe
promo valery_3 february 25, 2015 13:39 13
Buy for 10 tokens
https://ukropen.net/balance?act=invite
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment