valery_3 (valery_3) wrote,
valery_3
valery_3

Categories:

Марсова гора мучеников и её обитатели

Монмартр, свободная земля свободных художников - максимально романтизированный район Парижа, не испытывающий недостатка во влюблённых парочках, держащихся за руки, и прочих туристах, следующих канонам, что не бывал на Монмартре - не видел Парижа.

 

Отчего ж тогда автор выбрал столь сложное и не очевидное название для поста, никоим образом не пересекающееся с темой живописи? Художников ещё легко причислить к ордену мучеников, ибо муки творчества в поисках новаторских идей никто не отменял, даже у квартировавших, писавших полотна и пропускавших вечерами стаканчик-другой на склонах холма в так называемую Belle Époque, или Прекрасную Эпоху, признанных мастеров, как Ван Гог, Пикассо, Модильяни, Ренуар и других гениев кисти и красок.
2. 

Само название Монмартр связывают с латинскими словами "Mons Martis" – Марсова гора, якобы в стародавние времена, описанные ещё в античных мифах, здесь стояли два храма, посвящённые богам Меркурию и Марсу. И по второй теории топоним произошёл от слов "Martyrs de montagne", гора мучеников, и прижился после событий, произошедших с епископом Сен-Дени, или Святым Дионисием, позднее покровителем всей Франции. По велению самого папы епископ отправился в Галлию привить христианское учение иноверцам, а галльским жрецам-друидам подобное проповедничество и миссионерские миссии пришлись не по душе. Друиды оказались не столь дружелюбные, как в мультиках про Астерикса и Обеликса, рецептом чудодейственного отвара делиться никто не собирался, слушать россказни тем более – Дионисия схватили, подвергли пыткам, а после прилюдно обезглавили перед статуей бога Меркурия.

3. 

На холме, где сейчас все, кому не лень, бессовестно лапают за грудь бюст иконы французского шансона Далиды, считая, что сие вольности приносят счастье в любовных делах, до начала той самой Belle Époque в середине XIX века находились каменоломни, где добывали известняк, и мельницы, перерабатывавшие полученное гипсовое сырьё; соседствовали с карьерами и шахтами одна из старейших церквей Парижа, построенная бенедиктинцами в XII столетии, женское аббатство и виноградники.

4. 

Второй интерактивный памятник Монмартра – "Человек, проходящий сквозь стены", посвящённый писателю Марселю Эме, жившему и похороненному здесь, на Монмартре. Если желаете переехать в Париж и вальяжно бродить по Монмартру и набережным Сены не в качестве туриста, или у Вас другая несбыточная мечта – смело пожмите руку статуе, не бойтесь – внутрь стены не затянет, а загаданные во время рукопожатия желания, как утверждают или склонны верить парижане, сбываются.

5. 

Так Монмартр бы и оставался захудалой промышленной деревенькой на холме на окраине Парижа, если бы не уже упомянутый период Belle Époque от последних десятилетий до начала Первой мировой войны: никаких санкций, бурно развивались промышленность и наука, и, разумеется, культура и искусство тоже получили новый виток. А в связи с появлением большого количества рабочих мест росло и количество увеселительных заведений самого разного характера – от бистро и баров до варьете с появившимся канканом. Центром кутежа и творчества стал Монмартр, куда стекалась творческая интеллигенция, некоторые исторические заведения вроде популярного у инстаграмеров "Le Consulat" работают и по сей день, а табличка на стене расскажет, кто конкретно из знаменитых живописцев или писателей сиживал за столиками ресторанчика и попивал кальвадос чуть больше столетия назад.

6. 

Кстати, термин "бистро" возник, как принято считать, тоже на Монмартре – взявшие холм в 1814м году русские казаки потребовали в кабачках отметить победу алкогольными напитками разной степени крепости, поторапливая официантов "быстро-быстро".

7. 

8. 

Цены на жильё на Монмартре во второй половине XIX – начале XX века не сравнятся с нынешними, даже с учётом всех корректировочных коэффициентов – жильё было откровенно дешёвым, поэтому на склонах холма снимали комнаты и помещения для своих студий как известные, так и начинающие художники, желавшие черпануть вдохновения, находясь в столь активной среде, где за кружкой кофе или бокалом вина в "Чёрной .ошке", "Мулен де Галетт" и других заведениях сиживали Ван Гог, Модильяни, Сутин, Ренуар и другие.
9. 

Обитателей Монмартра обещал показать в заголовке - начинаю показывать; Ваш корреспондент не раз заявлял, что как и Ланнистеры, всегда платит долги. Чем ближе к площади Тертр, тем больше концентрация разнообразных персонажей.

10.

11.

Бурлящая с утра до позднего вечера площадь Тертр (Place du Tertre) – самая старая площадь Монмартра, не сменявшая своего названия ни разу с момента её появления в XIV столетии. Название её происходит от слова "tartre", что буквально означает "каменная накипь". Видимо, в средневековье связь накипи и известняковых каменоломен и шахт читалась на раз, рискнём предположить, что стоявшая над холмом Монмартра белая завеса от перемолки сырья на мельницах, оседавшая на крышах домов, улицах и одежде горожан, и есть та самая накипь.

12.

В наши дни вместо гипсовой пелены на квадратной площади, уставленной мольбертами, стендами с вывешенными картинами и столиками нескольких элитно устроившихся в эпицентре квартала кафешек, яблоку негде упасть.
13.

14.

Картин, вызвавших неописуемый восторг, я не увидел, не захотелось подбежать ни к кому и спросить: "А где Вы выставляетесь?". Однако, наверняка на их творчество существует постоянный спрос, и место весьма хлебное, а былая атмосфера Монмартра периода Belle Époque уже далеко позади; впрочем, современные художники, часть из них – хотелось бы верить, скорее всего стараются проникнуться общим антуражем свободной земли и верят, что однажды напишут картину, что впечатает их имя в историю мировой живописи.
15.

16.

Помимо художников символом Монмартра и одним из главных символов всего Парижа является белоснежная базилика Святого Сердца, или Сакре-Кёр.
17.

Поражением закончилась война Франции с Пруссией, затем случилась короткая и кровопролитная революция, получившая название Парижской коммуны, поэтому горожанам для поднятия духа требовался новый идеал, символом которого решили сделать монументальный католический собор, возвышающийся над городом на холме Монмартр.
Вскоре после закладки первого камня строительство пришлось остановить – пришлось укреплять грунт холма, испещрённый с давних времён шахтами и каменоломнями. Чтобы вскоре после начала стройки собор не съехал лихо оползнем вместе с сыпучим грунтом холма, в фундамент добавили множество свай, забитых на глубину до 10 метров.

18.

Ещё одной сложностью, разрешившейся неожиданно просто и быстро, стало выделение средств на столь грандиозный проект. Правительство хоть и одобрило появление Сакре-Кёр, деньги из казны зажало, так что строили на пожертвования, и 40 лет по сравнению с реализацией схожей схемы для Саграда Фамилии в Барселоне – довольно неплохой результат.

19.

И наконец, среди противников строительства Сакре-Кёр, чей псевдовизантийский стиль якобы не соответствовал архитектурному стилю Парижа, значились видный политический деятель Жорж Клемансо и писатель Эмиля Золя, обозвавший базилику "всеподавляющей каменной массой, доминирующей над городом, где началась наша Революция". Что бы они сказали про чёрный обелиск башни Монпарнас?!

20.

Год назад во время ознакомительной поездки в Париж в марте я очень хотел снять открыточный вид молочно-белого Сакре-Кёр на фоне синего неба, однако погода внесла коррективы, не получилось и в этот визит. В пасмурную и облачную погоду базилика не сливается с пепельным небом – причиною тому особый привезённый на стройку камень, в зависимости от влажности воздуха белеющий или переливающийся бежевыми и розовыми оттенками.

И в заключение, стоя лицом к парадному фасаду у статуй Жанны д’Арк и Людовика IX и спиною к городу, не лишним будет упомянуть, почему же назвали базилику Сакре-Кёр, а не в честь какого-нибудь святого, того же обезглавленного Дионисия. Культ сердца Иисуса Христа, пробитого копьем после распятия на кресте и вечно кровоточащего за всё человечество, прижился во Франции ещё в XVII веке, да и лучшего символа, чтобы поднять дух парижан после коммуны и войны, сложно придумать.

21.

Обзорная площадка у Сакре-Кёр, возможно, и не возглавляет рейтинги, уступая Эйфелевой башне и Монпарнасу, но окинуть взором панораму Парижа, да ещё и за бесплатно - приятное времяпрепровождение при любой видимости и погодных условиях.

22.

Отсчитав вниз 237 ступеней по лестнице, прогуляемся ещё немного по Монмартру, ведь не базиликой единой и художниками знаменит район. Если детально исследовать все улочки и примечательные исторические местечки, то и прогулка растянется на целый день, да и пост потом придётся писать несколько дней, а в итоге почти никто не оценит, таковы времена и нравы в блогосфере, но ещё парочку точек притяжения посмотрим, а там уж составляйте себе расширенную программу. И повторюсь, в Париже почти все побывали, хотя Ваш корреспондент тоже доехал далеко не сразу в, казалось бы, столь очевидное туристическое направление.
23.

24.

25.

Входы на станции парижского метрополитена растиражировали по всему миру, но один из самых изящных входов, именуемых "édicules", находится здесь, на Монмартре, у станции Abbesses. Вторую обнаружите у Porte Dauphine, а реплику у Châtelet. Станция Abbesses прославилась ещё и тем, что стала одной из локаций культового фильма об Амели Пулен.

26.

Фанаты обходят все места Парижа, попавшие в фильм, тем более многие из них находятся на Монмартре. Телефонных будок на площади перед лестницей к Сакре-Кёр нет и в помине, их установили специально во время съёмок.

27.

А вот кафе "Две мельницы" успешно функционирует на улице Лепик, только внутри уже нет табачного прилавка, где работала вечно придумывавшая себе болезни Жоржетт, да и вместо официанток – одни мужчины, зазывающие попить кофе или поесть в столь популярном месте.

28.

29.

30.

Продолжая тему ветряных мельниц: на сохранившуюся Мулен де ла Галет, которую так любили изображать на своих полотнах художники, я посмотрел издалека и поленился идти поближе сфотографировать для галочки. Зато у таких же лентяев есть возможность поставить галочку у второй мельницы на крыше кабаре "Мулен Руж", что у станции метро Pigalle.
31.

В инстаграме так называемые инфлюэнсеры и их подражатели почему-то снимают свои луки в одних и тех же местах, у "Le Consulat", у "Мулен Руж", у карусели на площади перед лестницей к Сакре-Кёр, а симпатичных домиков по склонам холма и окрестностям раскидано предостаточно.

32.

33.

34.

Узнаёте фруктовую лавку? Правильно, здесь тоже снимали "Амели", и жила любившая вносить коррективы в жизнь парижан девушка тоже по соседству.

35.

Повторюсь, на Монмартре легко можно провести и целый день, уют этого райончика не надоедает и, погуляв по нему уже дважды, я бы не отказался когда-нибудь снова побродить вверх-вниз по склонам "марсовой горы".

36.

37.

38.

Совершив кружок, возвращаемся туда же, откуда и началась прогулка.

39.

В качестве бонуса и благодарности добравшимся до конца затянувшегося лонгрида делюсь локацией для ярких парижских фотографий, что украсят Вашу страничку в инстаграме – вход в метро Lamarck-Caulaincourt. Здесь и типичные парижские дома с ажурными балкончиками, и фонари, и вывеска метро, и полосатые маркизы над столиками ресторанчика.
40.

Про Монмартр сложно написать что-либо новое, но надеюсь, мой взгляд на свободную землю художников, вероятно, кому-то принесёт пользу при планировании возвращения в любимый Париж или же навеет приятные воспоминания. Keep it locked!

Оригинал взят у sasha_lotus в Марсова гора мучеников и её обитатели


Tags: интересное, перепост, путешествия
Subscribe
promo valery_3 february 25, 2015 13:39 13
Buy for 10 tokens
https://ukropen.net/balance?act=invite
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments