valery_3 (valery_3) wrote,
valery_3
valery_3

Category:

Архитектурные изыски Буэнос-Айреса

Водонапорная станция, по роскоши превосходящая президентский дворец, книжный магазин в здании бывшего театра, гигантский механизированный металлический цветок – Буэнос-Айрес умеет удивлять и тех, кто не ожидает от постколониальной архитектуры ничего особенного.

 

В комментариях к посту о первой части прогулки по центральным районам столицы Аргентины верные читатели отмечали неожиданно интересную архитектуру, соглашались, что по фотографиям не всегда сразу понятно, что несмотря на наличие множества красивых зданий в европейском стиле Ваш корреспондент ведёт рассказ о Южной Америке, а не о каком-либо испанском городе. Сочетание архитектурной европейской эстетики и южноамериканской неряшливости подкупает и делает Буэнос-Айрес воистину уникальным городом, пусть и самым европейским в регионе, но явно обладающим своей неповторимой харизмой.

2. 

Первое, что понимаешь почти сразу, у Буэнос-Айреса отсутствует ярко выраженное стремление сохранить выдержанный и единый стиль в архитектуре в конкретно взятом районе или округе – постколониальные особняки, театры и галереи соседствуют с жилыми многоэтажками и бизнес-центрами. Они чередуются и неразрывно связаны словно общим фундаментом. Вы можете любоваться лепниной на фасаде, а чуть сместив взгляд в сторону, уткнуться в невыразительную стенку из стекла и бетона, утыканную коробками кондиционеров.

3. 

И поскольку разношёрстный архитектурный ансамбль является прямым следствием многонационального населения, где превалировали изначально переселенцы из Испании и Италии, однако без французского, британского и даже еврейского влияния тоже не обошлось, то общую космополитичность мегаполиса воспринимаешь, как должное. Тем и более интересными становятся прогулки – каждый поворот может таить в себе сюрприз, которого ты никак не мог ожидать.

4. 

При подготовке к поездке, я разумеется, отметил на карте ряд обязательных к посещению мест, однако, из-за погоды пришлось парочку исключить – здание Национального Конгресса из окна такси я увидел полностью закрытым строительными лесами; вместо популярного Palacio Barolo я увидел его брата-близнеца в уругвайском Монтевидео. Зато настоящей находкой внезапно стал не попадавшийся ни в одном из просмотренных блогерских репортажей и ни в одной статье а ля "Топ-10 мест Буэнос-Айреса, обязательных к посещению" дворец Palacio de Aguas Corrientes, "Дворец Воды", построенный для размещения внутри резервуаров для чистой воды и с целью организации сети качественного городского водоснабжения.

5. 

Во второй половине XIX века стремительно растущее население Буэнос-Айреса столкнулось с рядом эпидемией – холера, тиф, а затем жёлтая лихорадка положили в могилу не одну тысячу людей. При развивавшейся экономике и росшем благосостоянии граждан состояние и уровень качества некоторых услуг первой необходимости оставляли желать лучшего, а при частых заболеваниях особо остро встала как раз проблема чистой воды. Поэтому правительство постановило построить самую современную станцию очистки питьевой воды и подключить её к городскому водопроводу. Однако, когда и сегодня смотришь на роскошный дворец, чей архитектурный стиль относят к французскому бозару, не понимаешь, а зачем для такого сугубо технического утилитарного проекта потребовалось возводить столь помпезное здание?

6. 

7. 

На декор не поскупились – из Англии заказали 130 тысяч эмалированных кирпичей и 300 тысяч глазурованных керамических изделий. Несущие стальные конструкции для резервуаров приехали тоже из Англии и Бельгии. Сейчас, когда дворец признан национальным памятником архитектуры и превращён в музей, внутри можно своими глазами увидеть 180 колонн, поддерживающих 12 резервуаров, способных вмещать 72 миллиона литров воды.

8. 

9. 

El Ateneo Grand Splendid, книжный магазин в здании бывшего театра – гораздо более известное и популярное место. Как никак, считается одним из самых красивых книжных магазинов мира, и не надо платить за вход и занимать с утра очередь с толпой таких же страждущих, как в Порту. Впрочем, здесь и масштабы совсем иные.

10.

11.

На удивление по своему изначальному профилю здание эксплуатировалось совсем недолго. Построенный в честь окончания Первой мировой войны, театр спустя всего 10 лет перепрофилировали в кинотеатр; и он выполнял свои функции ровно 80 лет, пока в 2000м году его не переоборудовали в один из магазинов аргентинской сети книготорговли Ateneo, сохранив весь пышный декор.

12.

"Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла — все кипит; в райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит", - стихотворение А.С. Пушкина вполне ложится на антураж El Ateneo, разве что партерные кресла сменились стеллажами с книгами, а на бывшей сцене разместилось кафе.

13.

14.

При реконструкции сохранили и отреставрировали потолочные фрески, резной декор и лепнину и даже оригинальный красный занавес и освещение. И совершенно не поддаётся пониманию тот факт, что если бы книготорговая компания не выкупила здание, его могли бы снести, как экономически не выгодное, или оставить в заброшенном состоянии – старинных заброшенных особняков в Буэнос-Айресе предостаточно, и вполне понятно, кто в них нелегально обитает.

15.

Здания театров в Южной Америке всегда значатся в списке основных достопримечательностей. Что ж поделать, если период заселения континента совпал с тем временем, когда театральные постановки и оперы были на пике своей популярности в качестве культурного досуга, и их возводили, не жалея средств. Но не все проекты впоследствии окупались и приносили ожидаемую прибыль. Национальный театр Сервантеса основала семейная пара актёров, но вскоре вынуждена была выставить его на аукцион, а спустя несколько десятилетий произошёл пожар, уничтоживший большую часть здания. Тем не менее государство изыскало средства на восстановление.

16.

А в Буэнос-Айресе и многие другие старые здания выглядят уж чересчур величественно. Например, синагога "Templo Libertad".

17.

Дальнейшие поиски архитектурных изысков в столице Аргентины привели меня на площадь Лавалье, названную в честь героя войны за независимость Хуана Лавалье. Здесь как нельзя лучше чувствуется то аутентичное и противоречивое сочетание изящной европейской постколониальной архитектуры и южноамериканского раздолбайства по отношению к сохранению единого облика городской среды. Шикарная зелёная лужайка с арт-инсталляцией, колонна со скульптурой того самого Лавалье, величественный дворец правосудия, где заседает Верховный суд Аргентины - Palacio de Justicia de la Nación. И при этом стекляшка, пристроенная к классической башенке с ажурным шпилем. А если по сторонам посмотреть - ещё больший калейдоскоп стилей.

18.

Во-первых, главная доминанта площади вслед за дворцом правосудия – один из самых известных оперных театров в мире, Колон. Оперные постановки в Аргентине во второй половине XIX столетия пользовались столь большой популярностью, что здание Колона через 30 лет после открытия перестроили, чтобы сделать его больше, вместительнее и современнее. На интерьеры пускают посмотреть за денежку, разумеется.

19.

А зайдёшь за угол театра – никаких изысков, обычные серые жилые дома и стеклянные фасады бизнес-центров.

20.

Здание школы имени президента Хулио Рока, напоминающее античный храм за счёт массивных колонн и скульптур на портике, слегка теряется на фоне высотки, утыканной кондиционерами. У урбанистов от такого бардака бы подгорело, и они потребовали бы встречи с городским архитектором, если таковой имеется в Буэнос-Айресе. Но сдаётся мне, что никакая программа реновация столице в обозримом будущем не светит.

21.

22.

23.

С другой стороны, всё эти островки постколониальной архитектуры и дали Буэнос-Айресу негласный статус самого европейского и самого красивого города Латинской Америки, чему способствуют и широкие проспекты, и просторные парки, и прогулочные зоны.

24.

25.

И напоследок немного современных веяний. Футуристической архитектуры в Буэнос-Айресе недостаток, а скорее всего подобные проекты городу и не нужны, раз мечты поселиться в скучных небоскрёбах Пуэрто-Мадеро одолевают большую часть горожан. Но есть один арт-объект, куда точно стоит не полениться дойти; находится он совсем неподалёку от кладбища Реколета, а что Вы туда заглянете, оказавшись в Буэнос-Айресе, вероятность весьма высокая.

26.

Floralis Generica – гигантский цветок из нержавеющей стали и алюминия, чьи лепестки закрываются с наступлением ночи и снова раскрываются утром. По мнению создателя, аргентинского архитектора Эдуардо Каталано, Floralis Generica - это обобщение всех цветов на свете и, в то же время, символ надежды, перерождающейся каждый день. Цветок остаётся открытым и ночью всего 4 дня году, в честь национальных праздников – дня независимости 25 мая, дня весны 21 сентября, Рождества и Нового года.

27.

На этом с Буэнос-Айресом, пожалуй, и всё. Тот самый водитель Убера, что вёз нас утром в первый день на площадь к железнодорожному вокзалу и застращал насчёт безопасности в городе и необходимости быть всегда настороже, когда узнал, что на столицу выделено всего 2 дня из путешествия, очень неодобрительно покачал головой. Дескать, очень мало, хотя мне показалось вполне достаточно. На следующее утро, в первый день 2020го года мы укатили на пароме в соседний Уругвай на пару дней. Новый Год начался с новой страны, замечательно ж, а в Буэнос-Айрес, вполне вероятно, когда-нибудь ещё предстоит вернуться. Keep it locked!

Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала

Оригинал взят у sasha_lotus в Архитектурные изыски Буэнос-Айреса



Tags: интересное, перепост, путешествия
Subscribe
promo valery_3 february 25, 2015 13:39 13
Buy for 10 tokens
https://ukropen.net/balance?act=invite
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments